vint Администратор #2915 Опубликовано 16 января, 2009 ПОНЯТИЕ О РАЗВЕДЕНИИ Разведение охотничьих собак имеет цели: увеличение породного поголовья собак для удовлетворения растущего спроса со стороны охотников-любителей и охотников-промысловиков на породную охотничью собаку; улучшение и совершенствование существующих пород охотничьих собак как в экстерьерном отношении, так и по рабочим качествам и создание новых пород охотничьих собак, отвечающих требованиям охоты и условиям их выращивания в различных районах Советского Союза. Основой успеха разведения охотничьих собак является правильно организованная и систематически проводимая племенная работа. В областных обществах охотников племенная работа в охотничьем собаководстве проводится секциями кровного собаководства с активным участием членов секции — владельцев охотничьих собак. Племенная работа, проводимая в охотничьем собаководстве, включает в себя три элемента работы: 1. Создание соответствующих условий кормления, содержания, ухода, дрессировки и тренировки взрослого поголовья охотничьих собак соответственно требованиям породы. 2. Систематическое проведение отбора и подбора, способствующего созданию, закреплению и дальнейшему развитию в породе желательных наследственных охотничьих свойств и породных признаков. 2. Направленное выращивание, воспитание и дрессировка молодняка соответственно требованиям его использования. ОТБОР Отбором в охотничьем собаководстве называется выбор лучших кобелей-производителей и сук на племя для последующего их включения в план вязок. Отбор собак на племя основывается на всесторонней оценке их по экстерьеру и конституции, охотничьим качествам, происхождению и по потомству. Для получения всесторонней оценки собак обществами охотников под руководством областных отделов охотничьего хозяйства организуются и проводятся выводки, полевые испытания и выставки охотничьих собак. Кроме того, в областных отделах охотничьего собаководства ведутся «Подсобные родословные книги охотничьих собак (ПРКОС)», а в Главном управлении по заповедникам и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства СССР — «Всесоюзная родословная книга охотничьих собак» (ВРКОС). На выводках и выставках оцениваются экстерьер и тип конституции охотничьих собак. На полевых испытаниях оцениваются охотничьи (рабочие) качества собак. Оценка собак по происхождению устанавливается на основании их родословных (выписок из родословных книг). Оценка собак по потомству производится на основании оценок их потомков, полученных ими на выводках, выставках и полевых испытаниях. На выставках, помимо оценки экстерьера и типа конституции охотничьих собак, проводится их бонитировка, т. е. комплексная оценка. В результате бонитировки определяется классность каждой охотничьей собаки. Для собак моложе трех лет установлено три класса: 1, 2 и 3-й, не требующие от них оценки по потомству. Для собак старше трех лет, помимо вышеуказанных классов, установлен класс «Элита», требующий от них обязательной оценки и по потомству, Для определения классности собак пользуются установленными нормативами, разработанными отдельно для каждой породы или группы пород охотничьих собак. Для включения в план вязок отбирается преимущественно классное поголовье охотничьих собак. К кобелям-производителям, учитывая, что они дают потомство в несколько раз более многочисленное, чем суки, требования при отборе повышаются, в качестве производителей допускаются, в основном, кобели не ниже 2-го класса. В отношении сук требования при отборе могут быть несколько снижены в тех породах, которые не имеют достаточного количества классных сук ниже «хорошо». ПОДБОР Отобрав лучших собак, необходимо подобрать такие пары для вязки, сочетание которых может дать наилучшие результаты. В племенном охотничьем собаководстве применяется чистое разведение, т. е. такой метод, при котором вяжутся (спариваются) собаки, принадлежащие к одной породе. Высшей формой племенной работы при чистом разведении пород охотничьих собак является разведение по линиям. В каждой породе охотничьих собак необходимо установить отдельные группы собак — линии. Каждая линия имеет своего общего предка и сходство с ним в типе телосложения и характере работы. Выдающийся производитель, от которого ведет свое начало линия, называется родоначальником линии. Линия называется кличкой своего родоначальника. В понятие «разведение по линиям» входит подбор пар собак, относящихся к одной линии, а также и подбор пар собак разных линий, называемый межлинейным кроссом. Основные требования подбора пар следующие: 1. Производитель, намечаемый для вязки, должен быть классом выше, чем сука. 2. Производитель не должен иметь недостатков в экстерьере и конституции, а также нежелательных свойств характера, общих с намечаемой ему для вязки сукой. 3. При подборе пар умеренно-родственное спаривание допускается как исключение и только в тех случаях, когда кобель и сука крепкого типа конституции и безупречного экстерьера. 4. При межлинейном кроссе к производителям подбираются суки тех линий, которые наиболее удачно сочетаются с линией производителя. 5. Производитель, давший хорошее потомство от какой-либо суки, снова вяжется с нею. 6. К производителю, впервые пускаемому в вязку, г прикрепляют сук, которые дали хорошее потомство от его отца. 7. К производителям молодым подбираются суки более старшего возраста, и, наоборот, к старым производителям — молодые. ПУСТОВКА Период половой охоты суки называется пустовкой, или течкой. Пустовка прежде всего характеризуется изменением поведения суки. Она становится беспокойной, игривой и непослушной. У нее появляется влечение к кобелям, она часто и подолгу принюхивается к местам, где выгуливались собаки. При встрече с другими собаками она заигрывает с ними. Наружные половые органы ее набухают, наблюдается заметное их покраснение. Из половой щели появляется выделение, вначале с примесью крови, а затем слизистое. Продолжительность пустовки бывает различной: от двадцати одного до двадцати восьми дней. Пустовка у суки при нормальных условиях содержания бывает два раза в год, с промежутками между ними шесть-семь месяцев. Первая пустовка у сук бывает по достижении ими половой зрелости, которая чаще всего наступает в семидевятимесячном возрасте. ВЯЗКА Процесс спаривания кобеля с сукой называется вязкой. Во время вязки вследствие особого устройства половых органов кобеля и суки происходит склещивание, которое продолжается 15—45 мин. К вязкам допускаются собаки, достигшие полного физического развития, которое у сук наступает раньше, чем у кобелей. У собак мелких пород полное физическое развитие наступает раньше, чем у собак крупных пород. Нормальным возрастом собак для первой вязки следует считать: для лаек, гончих, борзых и легавых — для сук не моложе одного года шести месяцев и для кобелей — не моложе двух лет; для спаниэлей, фокстерьеров и такс — для сук не моложе одного года трех месяцев и для кобелей не моложе одного года девяти месяцев. Вязки охотничьих собак допускаются только плановые. Сука к вязке допускается на 11—12-й день с начала пустовки. Вязка производится в выгуле или в помещении. Во время вязки кобель и сука должны быть на поводках. На злобную суку, чтобы не покусала кобеля, необходимо надеть намордник. После склещивания собак следует одну переднюю ногу кобеля перекинуть через спину суки, ошейники кобеля и суки сблизить на 40—50 см, связать их поводком и оставить до окончания склещивания, Через сутки производится повторная, так называемая контрольная, вязка. ЩЕННОСТЬ Период развития зародыша в матке суки называется щенностью. Ценность у сук обычно продолжается от шестидесяти до шестидесяти четырех суток, очень редко короче или длиннее этого срока. Щенность у суки становится заметной спустя пять недель после вязки. С этого времени у нее начинает заметно увеличиваться живот, также заметно изменяется и поведение: сука становится малоподвижной, избегает резких движений и прыжков. К концу щенности у суки набухают молочные соски, а перед щенением из них выделяется молозиво. Наружные половые органы также набухают, появляются выделения. В период щенности сука должна кормиться три раза в сутки. Количество корма увеличивается, в корм добавляется молоко. Во второй половине щенности суки с ней прекращается охота. Чтобы щенение прошло легче, с сукой нужно проводить ежедневные часовые прогулки, Водить собаку надо на поводке. ЩЕНЕНИЕ За неделю до щенения суке отводится более укромное место, на котором устанавливаетсябольшая лежанка типа ящика, со стенками 10—15 см высотой. В лежанку кладется немного подстилки. За одни, а иногда двое суток до щенения сука отказывается от пищи и ест очень мало. Под влиянием родовых потуг появляется щенок, он выходит вместе с оболочками и как бы висит на пупочном канатике, который перегрызается сукой. После этого сука вылизывает щенка и освобождает его от родовой оболочки, которую поедает так же, как и послед, выходящий после родов. Беспокоить суку во время щенения не следует, нужно только наблюдать за ней. В случаях неправильного щенения, что бывает очень редко, необходимо обратиться за ветеринарной помощью. Сука приносит чаще от одного до десяти щенков, реже более десяти. Оставлять под сукой следует не более шести-восьми в зависимости от ее физического состояния и молочности. Остальных щенков, если их крайне необходимо сохранить, подкладывают под другую суку-кормилицу. Кормилицей может быть сука любой породы, ощенившаяся одновременно или на два-три дня ранее или позднее той суки, щенки которой ей подкладываются. Подкладывание щенков под кормилицу производится на 2—4-й день после их рождения. Для этого у суки-кормилицы сдаивают несколько капель молока, которым смазываются подкладываемые щенки, после чего они укладываются со щенками кормилицы в ее отсутствии. Спустя 10—15 мин. сука-кормилица впускается к щенкам, и если она оближет подложенных щенков и они возьмутся за соски, щенков можно оставить под кормилицей. У щенков короткошерстных и жесткошерстных легавых, спаниэлей и фокстерьеров на пятый день от рождения купируются хвосты. При наличии у щенков прибылых пальцев они также должны быть обрезаны в это же. время. ОТЪЕМ ЩЕНКОВ С двух-трехнеделыюго возраста щенков необходимо прикармливать. Вначале, пока они не приучатся самостоятельно есть, их прикармливают теплым некипяченым молоком, налитым в блюдечко, затем жиденькой кашицей. Прикармливать щенков до отъема их от матери следует три раза в день. Отъем щенков от матери производится на 30— 35-й день с момента их рождения. Во время отъема сука уводится от щенков и к щенкам больше не подпускается. Отнятые от суки щенки кормятся шесть раз в сутки. Для того чтобы суке облегчить процесс прекращения выделения молока, необходимо производить ей массаж вымени два-три раза в день со слабым раствором уксуса. Если у суки наблюдается обилие молока, отъем щенков можно производить и позднее тридцати-тридцати пяти дней с момента щенения, причем следует отнимать не всех щенков сразу, а постепенно. ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАНИИ И ДРЕССИРОВКЕ Под воспитанием и дрессировкой собак понимается приучение их выполнять какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика. Научной основой методики воспитания и дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных. В свете этого учения воспитание и дрессировка представляют собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки. Все действия собаки представляют собой сложные безусловные и условные рефлексы. Безусловные рефлексы, иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой, родительский и другие инстинкты. Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т. е. выработанными собакой в процессе ее жизни. Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками. Навыки у собаки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием. Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом. Следовательно, воспитание и дрессировка представляют собой выработку у собаки навыков или приемов. Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей. Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма, которые вызывают у него ответное действие. Раздражители подразделяются на безусловные и условные. Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов, или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель — звук, запах или вид предмета — вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхиваиил или всматривания. Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т. е. действий, направленных к самозащите в активной форме (в виде нападения) или в пассивной (в спасании бегством). Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса. Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает проявление полового инстинкта и т. д. Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), ранее выработанных ею в процессе своей жизни. Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатываются навыки. Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс — производить или прекращать какое-либо действие по одному сигналу (условному раздражителю). Следовательно, воспитание и дрессировка основаны на образовании у собаки условных рефлексов. Быстрота образования условных рефлексов зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания и т. д. В молодом возрасте, примерно от шести месяцев до двух лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте. Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около человека, близко и часто общается с ним. СПОСОБЫ ОТРАБОТКИ ПРИЕМОВ В дрессировке собак применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощ-ри тельный,механический, контрастный и подражательный. Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны. Выбор того или другого способа зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей собаки, от приема, отрабатываемого у нее, и т. д. Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик использует только пищевые раздражители. Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык— подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия: сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает ее приблизиться, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя едой {безусловный пищевой раздражитель) желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык — подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне». Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак. Механический способ заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки сопровождает условный раздражитель безусловным механическим или болевым раздражителем. Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык — садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду: «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращают после посадки собаки. Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться. Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У охотничьих собак этим способом отрабатывается только команда «нельзя». Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик сопровождает условный раздражитель безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие; после этого он применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала. Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык — подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтяг.ивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне» без подтягивания за поводок. При таком способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой. В результате воздействия двух различных раздражителей у собаки быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным. Контрастный способ — лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов. Поэтому способ этот особенно широко применяется при дрессировке охотничьих собак всех пород. Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в различных действиях, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой. Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям. Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак. РАЗДРАЖИТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДРЕССИРОВКЕ СОБАК Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные. Условными раздражителями являются сигналы, подаваемые дрессировщиком собаке. Сигналы служат основным средством для управления подготовленной собакой. Сигналы подразделяются на команды, жесты, подаваемые движением правой или левой руки, и звуки, производимые свистком или рогом. Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка. Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым, или безразличным, раздражителем и не вызовет у нее нужного действия. Команды — это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией. В дрессировке собак применяются интонации ласки, приказания и угрозы. Интонация ласки применяется при поощрении собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения служит восклицание «хорошо», которое всегда произносится громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки. Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, «ко мне», «си деть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания. Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах. Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной отработке приема. Они бывают двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся; давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком. Сила физического раздражителя должна соответствовать росту, возрасту и характеру собаки. К щенку, к молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. К взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться. Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки проявление оборонительного инстинкта, что сильно тормозит выработку у нее нужного навыка. Пищевой раздражитель — это лакомство, т. е. пища, более охотно поедаемая собакой. Хорошим лакомством является мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками. Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления. СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ ДРЕССИРОВЩИКА НА СОБАКУ При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение. Поощрениеприменяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика. Поощрением для собаки в зависимости от обстоятельств может служить восклицание «хорошо!», сглаживание рукой или дача кусочка лакомства. Для того чтобы восклицание «хорошо!» и сглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и огла-живание подкреплять кусочком лакомства. После этого одно восклицание «хорошо!» или сглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и дача ей лакомства. Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь. При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте. Принуждениеприменяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна лишь команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение. В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку. Запрещениеприменяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, не желательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя» без подкрепления будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя»— один из признаков дисциплинированности собаки. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВОСПИТАНИИ И ДРЕССИРОВКЕ СОБАК Ошибки дрессировщика — это неправильные его действия при воспитании, дрессировке собаки, из-за чего у нее не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный. К ошибкам дрессировщика нужно отнести: а) неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь. В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает у собаки тот или иной новый навык. Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом — «ложись», в третьем — «ляг» и т. д. Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется. б) нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному раздражителю, а следует после него. Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель; в) запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс. Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с подкреплением ее безусловным раздражителем — давлением руки на круп собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а 'когда он будет выработан, то получается запаздывающим; г) грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков, воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику; д) чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание ее дома и на охоте. Все указанные ошибки наиболее часто встречаются у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что только терпение, настойчивость и ласка при воспитании и дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте. ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАНИИ Под воспитанием щенка понимается его физическое развитие, а также последовательная и систематическая выработка у него необходимых навыков, облегчающих содержание, уход за ним и дальнейшую дрессировку. В процессе воспитания каждый щенок любой породы охотничьих собак приучается: к хозяину, к кличке, к месту, к сохранению чистоты в помещении, к ошейнику и свободному движению на поводке, к подходу по сигналу, не трогать корма без команды, а также к наморднику. Приучать щенка к хозяину надо с момента его от матери или с момента его приобретения во время кормления, выгуливания и игры с ним. Все приучение заключается в том, что лично сам кормит, выгуливает щенка и играет с ним во время прогулок (поручает это лицам только в исключительных случаях). Спустя несколько дней щенок привыкает к тому человеку, который за ним ухаживает, а в дальнейшем, как говорят, привязывается к нему. Когда приучают щенка к себе, а также при дальнейшем его воспитании не следует кричать на него или бить его. Иначе щенок вырастет робким, забитым, малопригодным для дрессировки и охоты. ПРИУЧЕНИЕ К КЛИЧКЕ Приучить щенка к его кличке — значит выработать у него навык обращать внимание на своего хозяина после произношения им его клички. Для клички щенка выбирается короткое, звучное, с четким окончанием слово. Для щенков лаек клички подбираются из названий северных промысловых зверей, добываемых с лайкой; из названий гор, рек и озер северной полосы СССР или из слов, характеризующих какое-либо охотничье качество лайки. Например, Соболь, Белка, Валдай, Урал, Алдан, Аргунь, Бия, Вятка, Байкал, Смелый и т. д. Для гончих щенков клички принято подбирать из названий птиц, музыкальных инструментов и других названий, в той или иной степени характеризующих голос гончей собаки, например: Соловей, Соловка, Кенар, Кенарка, Фагот, Скрипка, Аккорд, Зурна, Плакун, Плакса и т. д. Для борзых щенков клички подбираются из названий предметов или явлений природы, подчеркивающих главное качество борзой собаки — резвость, например: Смерч, Вьюга, Ураган, Комета, Метеор, Сайга, Вихрь, Стрела, Сокол, Пулька и т. д. Для щенков легавых и спаниэлей клички подбираются из названий гор, рек, озер, звезд, стран света, птиц и других названий предметов, кроме личных имен. Например: Казбек, Кама, Балхаш, Ханка, Марс, Венера, Север, Бекас, Чирок, Флора и т. д. Для щенков норных собак клички подбираются из названий предметов или животных, в той или иной степени характеризующих какое-либо качество норной собаки или ее рост, например: Вьюн, Заноза, Злобный, Задира, Напор, Пиявка, Бой, Крошка, Гном, Муха и т, д. Кличка присваивается щенку с момента отъема его от матери или со дня приобретения. Нельзя изменять, искажать и сокращать присвоенную щенку кличку. Приучать щенка к кличке надо одновременно с приучением его к хозяину. Для этого щенка называют по кличке и вслед за этим дают ему кусочек лакомства. После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается условный пищевой рефлекс. При произношении клички щенок будет отвечать поворотом головы в сторону лица, произносящего кличку, ожидая получения лакомства. В результате произнесенная кличка превращается для щенка в сигнал «внимание». Для того чтобы содержащийся в квартире щенок не лез к столу, не ложился спать там, где захочет, ему отводится определенное место, на котором ставится лежанка. Для приучения щенка к месту поступают следующим порядком. Как только щенок начинает мешать или устраиваться спать в не положенном для него месте, необходимо произнести его клич ку, подать команду «место», ладонью руки слегка ударить щенка по крупу, а потом отнести его на место, там уложить и повторить команду «место», после чего от него отойти. После нескольких таких повторений у щепка вырабатывается навык по команде «место» самостоятельно бежать на свое место, не ожидая физического воздействия. ПРИУЧЕНИЕ СОХРАНЯТЬ ЧИСТОТУ В ПОМЕЩЕНИИ При содержании щенка в квартире его необходимо приучать сохранять чистоту в помещении. Этому можно приучать щенка с возраста два с половиной месяца. Способ приучения сохранять чистоту зависит от места расположения квартиры владельца щенка. Если квартира находится на первом этаже, то пссле каждого кормления щенок должен выводиться на улицу и выгуливаться всегда в строго определенном месте. Через несколько дней у .щенка вырабатывается привычка отправлять свои потребности на месте выгуливания. В это время, наблюдая за поведением щенка после кормления, можно заметить, что он сначала начинает сам бежать к двери и бегать около нее, царапать ее лапами, скулить или лаять. Для того чтобы закрепить у щенка этот вырабатываемый навык, следует каждый раз, когда щенок вертится у двери, немедленно ее открывать и провожать его к месту выгуливания. Несмотря на то, что у щенка уже выработался нужный навык проситься и выгуливаться в определенном месте, первое время еще можно будет наблюдать лужицы, оставляемые им в помещении, особенно в период между вечерним и утренним выгуливаниями. Такое нежелательное явление исчезает постепенно, по мере роста щенка. К четырем месяцам щенок окончательно привыкнет соблюдать в помещении чистоту. Если квартира расположена на втором этаже и выше, необходимо где-либо в уголке, недалеко от лежанки щенка, поставить ящик размером 60х60х5 см, заполненный наполовину песком. В этом ящике и приучают щенка временно отправлять свои потребности. Для этого каждый раз после кормления надо наблюдать за поведением щенка. Заметив, что он начинает кружиться, искать себе место, необходимо немедленно осторожно взять щенка и отнести его в ящик, из которого не выпускать, пока он не удовлетворит свою потребность. При внимательном наблюдении за щенком и аккуратном выполнении всех указаний он через несколько дней будет сам бегать к ящику. После четырехмесячного возраста ящик с песком убирается, и щенка начинают приучать к выгуливанию на улице. ПРИУЧЕНИЕ ЩЕНКА К ОШЕЙНИКУ И К СВОБОДНОМУ ДВИЖЕНИЮ НА ПОВОДКЕ Для того чтобы выгуливать щенка и водить его па прогулку, необходимо приучить его к ошейнику и к свободному движению на поводке. Приучать к этому можно с трехмесячного возраста, во время выгуливания щенка и прогулок с ним. Чтобы приучить щенка к ошейнику и к свободному движению на поводке, произносят его кличку, привлекая его внимание, затем подают команду «гулять», надевают на него ошейник с пристегнутым к нему поводком, открывают дверь и выпускают щенка впереди себя, держа конец поводка в левой руке. Если щенок будет сопротивляться движению на поводке, надо привлечь его внимание кусочком лакомства, при этом одновременно легким движением потягивать за поводок. Когда щенок прекращает сопротивляться, его поощряют лакомством или сглаживанием, не приостанавливая при этом движения. После выгуливания или прогулки щепка снова поощряют лакомством, отстегивают поводок, а ошейник оставляют па шее. В том случае если щенок содержится в выгуле, ошейник с него снимают. После нескольких таких прогулок попытки щенка сопротивляться движению на поводке бесследно проходят, щенок начинает свободно двигаться на поводке, иногда играя с ним, таская в зубах ближайший к ошейнику конец. Движение со щенком на поводке следует делать шагом, не допуская рывков за поводок. Не надо требовать от щенка обязательно идти около левой ноги ведущего. ПРИУЧЕНИЕ К ПОДХОДУ ПО СИГНАЛУ Успех охоты с собакой во многом зависит от ее послушания охотнику. Одним из важнейших элементов послушания собаки является ее быстрый и безотказный подход по первому сигналу. Приучать щенка к подходу можно с трехмесячного возраста, сразу же после приучения его к ошейнику и к свободному движению на поводке. Приучение щенка к подходу производится на удлиненном поводке в комнате, а также во время выгуливания на дворе и прогулок в поле. Сначала щенка приучают подходить по команде. Для этого улавливают момент, когда щенок находится в пятидесяти шагах, подают команду «ко мне» и показывают кусочек лакомства, который и отдают ему после подхода. Если щенок перед командой «ко мне» был чем-либо отвлечен, его называют по кличке. Путем повторений в различной обстановке у щенка легко и быстро вырабатывается навык — по команде «ко мне» бежать к ведущему за кусочком лакомства. Чтобы выработанный навык был у щенка прочным, необходимо за каждый подход по команде поощрять его лакомством. Если щенок отказывается идти к ведущему по команде, при этом чем-то отвлекается, следует повторить команду «ко мне», после чего легким подтягиванием за удлиненный поводок приблизить его к себе и обязательно поощрить лакомством или сглаживанием. При выполнении этих действий выработанный у щенка навык быстро закрепляется, и команда «ко мне» выполняется им безотказно. Так приучают к подходу по команде щенков всех охотничьих пород. Лаек, борзых, легавых, спаниэлей и норных, помимо этого, приучают подходу на свисток, а гончих — подходу на рог. Сигналом для подзыва на свисток служат три частых коротких звука. Чтобы приучить щенка к подходу по свистку, следует уловить момент, когда щенок на прогулке отойдет от ведущего шагов на тридцать-пятьдесят, и подать сигнал подзыва свистком, а затем команду «ко мне». После подхода щенка следует поощрить лакомством. После повторения этого приема несколько раз у щенка быстро будет выработан навык идти к ведущему на его свисток, не ожидая команды «ко мне». Сигналом для подзыва гончих на рог служит ряд низких и коротких звуков «до», оканчивающихся протяжным и высоким звуком. Порядок приучения гончих щенков подходу на рог такой же, как и приучение подходу на свисток. ПРИУЧЕНИЕ НЕ ТРОГАТЬ КОРМ БЕЗ КОМАНДЫ Четко отработанная у щенка команда «нельзя» дает возможность охотнику в любой момент остановить собаку или прекратить ее нежелательное действие. К нежелательным действиям собаки следует отнести: попытки гонять домашних животных и птицу; подбирать и есть несъедобные предметы; бросаться и лаять на посторонних людей во время прогулок и переездов; попытки отправлять свои естественные потребности в неположенном месте, а также брать пищу со стола или корм без разрешения. Приучить щенка не трогать корм без команды — это вспомогательный прием для первоначальной выработки у собаки прекращать действия по команде «нельзя». Отработку этого приема можно начать после приучения щенка к ошейнику и к свободному движению на поводке. Приучать щенка не трогать корм без команды надо во время кормления. Для этого щенка берут на поводок, подводят к корму или кусочку лакомства. При его попытке взять пищу подают команду «нельзя» и, сдерживая поводком, не допускают к пище. Добившись от щенка прекращения попыток взять пищу, поводок ослабляют, после небольшой паузы подают команду «возьми» и одновременно делают шаг вперед, по направлению к пище, побуждая этим щенка подойти и взять ее. Когда щенок подошел к пище и ест ее, его поощряют восклицаниями «хорошо!», «хорошо!» и одновременно оглаживают. При повторении этих действий у щенка постепенно вырабатываются прочные навыки: по команде «нельзя» — не трогать пищу, а по команде «возьми» — брать ее. Выработав у щенка такие навыки, последующие занятия проводят с опущенным на землю поводком, чтобы иметь возможность в нужный момент наступить на поводок и этим задержать подход щенка к пище до команды «возьми». В дальнейшем при четком выполнении щенком команд «нельзя» и «возьми» поводок снимают, и щепок выполняет команды без поводка. В последующем команду «нельзя» закрепляют. Для этого при попытках собаки совершить . какое-либо нежелательное действие подают команду «нельзя». Если собака не выполняет эту команду, надо подать повторную с угрожающей интонацией, одновременно сопровождая команду легким рывком поводка. ПРИУЧЕНИЕ К НАМОРДНИКУ Независимо от породы собаки и ее отношения к окружающим людям железнодорожные правила и правила содержания собак в городах и населенных пунктах требуют обязательного наличия на собаке намордника во время следования с нею по железной дороге или на прогулках без поводка. Это обязывает каждого охотника приучить свою собаку к безразличному отношению к надетому на нее наморднику. Приучать щенка к наморднику можно с шестимесячного возраста, сразу же после приучения его не трогать корм без команды. Для охотничьих собак наиболее удобным и пригодным является петельный намордник, который, будучи надетым на собаку, почти не беспокоит ее. Поэтому приучить щенка к такому наморднику не представляет затруднений. Приучают щенка к наморднику во время выгуливаиия и прогулок с ним. Для этого каждый раз перед выходом на прогулку подают команду «гулять», затем берут щенка на поводок, надевают ему намордник и выводят на улицу. Для того чтобы намордник не мешал щенку, следует петельку, в которую просовывается морда собаки, расширить, а налобный ремень отпустить, удлинить. Попытки щенка сбросить намордник прекращаются командой «нельзя», сопровождаемой легким рывком поводка. После нескольких таких прогулок процесс надевания намордника на щепка превращается в сигнал начала прогулки, в результате чего попытки сопротивляться надеванию и ношению намордника прекращаются. После этого намордник на щенке затягивается нормально, без излишних ослаблений. ДРЕССИРОВКА ОХОТНИЧЬИХ СОБАК Дрессировка охотничьих собак имеет целью выработать у них необходимые навыки, облекчающие натаску, наганивание или притравку их, а также более успешное использование их на охоте. ДРЕССИРОВКА ЛАЕК В процессе дрессировки лайку приучают ходить рядом; садиться после подхода по команде; подавать предметы; идти в воду и плавать. Инвентарь для дрессировки Для дрессировки лайки требуется следующий инвентарь: 1. Удлиненный веревочный поводок не менее 15—20 м, толщиной 8 мм, с карабином на одном конце и тремя узлами на другом, завязанными на расстоянии 0,75 м один от другого. Карабин служит для прикрепления поводка к ошейнику. Узлы на конце поводка предохраняют его от растрепывапия, а также мешают его скольжению, когда дрессировщик наступает на него. Удлиненный поводок применяется для воздействия на собаку на расстоянии с целью закрепить команды «нельзя», «ко мне» и «рядом». 2. Свисток однотонный роговой или металлический, который носят на шее, на шнуре и используют для подзыва собаки, когда она находится на большом расстоянии от дрессировщика. 3. Поноски (матерчатая и деревянная), используемые для приучения собаки подавать предметы с суши и с воды. 4. Прутик из лозы длиной 0,75 м, необходимый только в момент приучения собаки ходить рядом с дрессировщиком без поводка, а также при отработке команды «нельзя». 5. Сумка для лакомства, которую носят на поясном ремпе, с левой стороны туловища. Инвентарь для дрессировки должен всегда содержаться в порядке. Приучение ходить рядом Чтобы собака не мешала охотнику во время переходов, а также для сохранения сил собаки ее приучают по команде двигаться рядом с левой стороны как на поводке, так и без поводка. Приучать к этому щенка можно с шестимесячного возраста, после того, как он приучится к ошейнику и к свободному движению на поводке. Местом для занятий с собакой может служить двор, парк, поле, луг или редкий лес. Чтобы собака находилась у левой ноги дрессировщика, служит команда «рядом», которая сопровождается легким похлопыванием левой рукой по бедру. Приучают собаку двигаться рядом следующим порядком. К ошейнику собаки пристегивается обычный поводок и подается команда «рядом», после чего собаку подтягивают поводком так, чтобы ее правая лопатка находилась у левой ноги дрессировщика. Затем дрессировщик начинает двигаться с собакой, ослабляя на ходу поводок. Если собака выбегает вперед, дрессировщик произносит команду «рядом», сопровождая ее легким рывком поводка, возвращая этим собаку к левой ноге. Принятое собакой правильное положение закрепляется лакомством и сглаживанием. Все это производится дрессировщиком в движении, без приостановки. Вначале движение с собакой производится шагом в прямом направлении или по большому кругу. В дальнейшем прием усложняют тем, что вводят повороты направо, затем налево и впоследствии поворот кругом, который производят через правое плечо. Приучив собаку ходить рядом на поводке, начинают приучать ее ходить рядом без поводка. Для этого обычный поводок заменяется удлиненным. Если при этом собака выбегает вперед, подают команду «рядом» и сопровождают ее легким ударом прутика по крупу. Когда собака примет правильное положение, ее поощряют. Убедившись, что собака при выбегании вперед после команды «рядом» и без воздействий поводка или прутика быстро возвращается и занимает правильное положение около левой ноги дрессировщика, поводок выпускают из рук и бросают его на землю. После этого в случаях, когда собака снова выбегает вперед или в сторону, подают команду «рядом» и одновременно с этим наступают левой ногой на поводок, что вызывает рывок. В дальнейшем при четком выполнении команды «рядом» поводок снимается, и движение с собакой производится без него. Приучение садиться по команде Для того чтобы удобнее и быстрее надеть на собаку ошейник или намордник или снять их, надо предварительно посадить собаку. К отработке настоящего приема приступают после приучения собаки ходить рядом на поводке. Чтобы приучить собаку садиться по команде, применяют один из двух указанных ниже способов. Первый способ — с помощью лакомства. При этом способе собака должна быть на поводке. Дрессировщик берет в правую руку лакомство, показывает его собаке, произносит команду «сидеть», после чего поднимает руку с лакомством над ее головой. Это заставляет собаку поднимать голову и побуждает ее сесть. Положение посадки закрепляется лакомством и сглаживанием. Второй способ — с помощью нажима на крестец собаки. При этом способе собака также должна быть па поводке. Дрессировщик правой рукой берет поводок на расстоянии 10—15 см от ошейника, произносит команду «сидеть» и движением правой руки осаживает собаку назад, а левой рукой нажимает на ее крестец. Когда собака сядет, дрессировщик, не снимая левой руки с крестца, поощряет ее лакомством и сглаживанием. При попытке собаки встать дрессировщик вновь подает команду «сидеть», сопровождая ее нажимом руки на крестец. В последующих занятиях выполнение приема усложняют. Собаку постепенно приучают сохранять сидячее положение до 1 мин. При попытках собаки изменить свое положение дрессировщик немедленно повторяет команду «сидеть», сопровождая ее легким рывком поводка назад. В дальнейшем каждый раз при подходе собаки к дрессировщику подается команда «сидеть», за выполнение которой собака поощряется. После нескольких таких повторений подача команды «сидеть» при подходе собаки к дрессировщику прекращается, так как у собаки вырабатывается навык самостоятельно садиться перед дрессировщиком. Приучение к подаче Приучать собаку подавать предметы можно с пяти-шестимесячного возраста, но обязательно после того, как она приучится к ошейнику, к свободному движению на поводке и подходу к дрессировщику. Место для занятий вначале должно быть таким, где бы внимание собаки как можно меньше отвлекалось. Чтобы получить хорошие результаты, собаку не следует часто посылать за поноской, так как этим можно утомить ее и угасить стремление к подаче. Чтобы приучить собаку к подаче, дрессировщик берет ее на удлиненный поводок и некоторое время играет с ней. Затем показывает собаке мягкую матерчатую поноску, дает команду «подать». После этого легкими ударами поноски вызывает у собаки стремление схватить ее. Уловив это, дрессировщик повторяет команду «подать» и бросает перед собой поноску на восемь-десять шагов. Собаку, схватившую поноску, дрессировщик задерживает поводком, не допуская при этом рывков; затем укорачивает поводок, приближает к себе собаку, берется за поноску и произносит команду «дай»; после этого отбирает поноску, а собаку поощряет лакомством и сглаживанием. Если собака отказывается поднять поноску или выбрасывает ее из пасти, дрессировщик «оживляет» поноску подталкиванием ногой и одновременно дает команду «подать». В последующих занятиях игра с собакой перед посылом ее за поноской постепенно сокращается, а затем и совершенно прекращается. С момента, когда собака начнет подавать поноску без поддразнивания, необходимо ввести небольшую, вначале пятнадцатисекундную, выдержку, между бросанием поноски и посылом за ней собаки. Для этого после броска дрессировщик поводком удерживает собаку, затем подает команду «подать» и освобождает поводок. Выдержка между броском поноски и посылом за ней собаки постепенно увеличивается до 1 мин. Одновременно с этим постепенно увеличивается и дальность броска поноски. После того как собака приучится садиться по команде и начнет подавать поноску с выдержкой, т. е. не бросаться вслед за брошенной поноской, необходимо ввести посадку в прием подачи предметов. Для этого дрессировщик перед броском поноски и при подходе собаки с поноской подает команду «сидеть» и требует ее выполнения. Пока собака не выполнит команду «сидеть», он не бросает поноску. Дрессировщик также не отбирает поноску до момента посадки собаки перед ним с поноской в зубах. В дальнейшем легкая матерчатая поноска заменяется деревянной, а непосредственно на охоте — свежеубитой уткой, тетеревом или фазаном. При переходе с матерчатой поноски на деревянную весьма полезно ее обернуть хлопчатобумажной материей, чтобы переход к новому предмету сделать менее заметным. В процессе приучения собаки к подаче нельзя произносить команды с угрожающей интонацией, нельзя применять рывки поводком, а также какие-либо принуждения. Приучение к воде и плаванию Приучать собаку к воде и плаванию можно с шести-семимесячного возраста, после того, как она привыкнет подавать, предметы. Приучать собаку к воде надо в летний жаркий день на небольшом мелком водоеме с отлогими берегами. В процессе приучения собаки к воде нельзя допускать каких-либо принуждений, а также кричать или подавать команды с угрожающей интонацией, чтобы не воспитать у собаки нежелательной условной связи — твида воды с получением болевого ощущения (боязни воды). Чтобы побудить собаку войти в воду, используется привычная для нее деревянная поноска. Поноска показывается собаке и с командой «подать» бросается дрессировщиком на расстояние не далее 1 м от берега, на мелком месте, где собака могла бы свободно подойти и взять поноску. За каждый принос поноски дрессировщик поощряет собаку лакомством и оглаживанием. После нескольких подач поноски с мелкого места, убедившись в том, что собака освоилась с водой, идет в водоем охотно и быстро, можно забрасывать поноску на более глубокие места. В результате наступает момент, когда собака, достигнув глубины, теряет почву под ногами, проявляет боязнь, но, видя впереди себя близко плавающую поноску, делает несколько инстинктивных плавательных движений, хватает поноску в зубы и возвращается к дрессировщику. Послав еще раз собаку за поноской, брошенной на то же место, занятия следует прекратить, а собаке дать возможность побегать и поваляться, в траве. В последующих занятиях с собакой дальность заброса поноски от берега постепенно увеличивают до 25—30 м. Чтобы не переутомить собаку и не снизить ее заинтересованности в подаче поноски из воды, надо в течение одного занятия посылать ее в воду не более трех раз. Издательство «Физкультура и спорт» Москва 1956 г. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Серж 1 134 #10973 Опубликовано 11 июля, 2009 Разведение по линиям. Две интересные статьи можно посмотреть здесь: http://dress-club.ru/publ/77-1-0-449 http://dress-club.ru/publ/77-1-0-441 Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ivi 1 070 #11084 Опубликовано 14 июля, 2009 "Отъем щенков от матери производится на 30— 35-й день с момента их рождения. Во время отъема сука уводится от щенков и к щенкам больше не подпускается. Отнятые от суки щенки кормятся шесть раз в сутки. Для того чтобы суке облегчить процесс прекращения выделения молока, необходимо производить ей массаж вымени два-три раза в день со слабым раствором уксуса. Если у суки наблюдается обилие молока, отъем щенков можно производить и позднее тридцати-тридцати пяти дней с момента щенения, причем следует отнимать не всех щенков сразу, а постепенно". К сожалению по сей день многие отнимают щенков от матери в возрасте 30 дней. В своё время и мы купили свою первую совместную с мужем кокерспаниэльку в таком же возрасте.У меё даже ещё резцов не было. И кормить пришлось 6 раз, и проблемы с кормлением были так как в этом возрасте щенок ещё нуждается в материнском молоке. У нас полный отъём от матери разрешён только с 6 недель. Вроде бы только 1½-2 лишних недельки с матерью, а ситуация совершенно другая: у матери практически молока больше нет, а щенки уже достаточно самостоятельны и сами хорошо едят. Продавать щенков у нас разрешено только с 7 недель.Я конечно понимаю, что есть такие заводчики, которые плохо кормят кормящих сук и не докармливают щенков - им даже опасно оставлять щенков на более долгое время, но разве таких людей можно назвать заводчиками...В своё время и я была членом ДОСААФ и у нас дома было три помёта, все были проданы по правилам тех времён в 30 дней. Тогда и мне это казалось нормальным. Но попав в другую среду и познакомившись с другой точкой зрения о допустимом возрасте отъёма щенков, а так же увидев ситуацию на личном опыте - считаю, что отъём в 30 дней ничем не оправдан.При отъёме щенков в возрасте 6 и более недель во-первых у большинства сук уже практически нет молока или его так мало, что отъём не вызовет мастита. Во-вторых, щенки уже достаточно самостоятельны, а так же не нуждаются в 6-разовом кормлении. Отъём при этом происходит очень натурально: если сука с щенками находятся в доме, то суке создаётся возможность уходить от щенков. Если же сука с щенками в вольере, то в вольере должна быть такая будка или другая возвышенность где щенки не смогут добраться к матери.В-третьих, щенки растущие вместе до 6-7 недель имеют прекрасную возможность хорошего физического и психического развития - у них есть компаньёны для игр, а в играх они заодно и познают первые законы поведения.Я не пытаюсь никому навязывать своё мнение, но хотелось бы что бы заводчики всё-таки задумались над этим вопросом. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Серж 1 134 #11120 Опубликовано 15 июля, 2009 Мнение правильное, но у большинства заводчиков, к сожалению, нет материальных и иных возможностей содержать суку со щенками более 30 дней. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Valenti Эксперт #11124 Опубликовано 15 июля, 2009 "Отъем щенков от матери производится на 30— 35-й день с момента их рождения.Отъём щенков в этом возрасте можно оправдать лишь тем, что именно в этот период у собаки формируется инстинкт доверия. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ivi 1 070 #11193 Опубликовано 16 июля, 2009 Отъём щенков в этом возрасте можно оправдать лишь тем, что именно в этот период у собаки формируется инстинкт доверия.Да нет, этим оправдываться отъём в таком возрасте никак не может, так как в 6-7 недель инстинкт доверия никуда не исчезает.А вот если щенков предоставить самим себе в своей стае скажен до 12-14 недель, то тогда они начинают терять желание общаться с человеком и у них начинает развиваться стайная зависимость. Мнение правильное, но у большинства заводчиков, к сожалению, нет материальных и иных возможностей содержать суку со щенками более 30 дней.Сергей, а зачем тогда вообще вязать суку если нет ни материальных ни других возможностей?А вдруг суку прийдётся кесарить - а это тоже стоит денег, а вдруг не выдет мёртвый плод и нужно удалять матку, а иначе сука погибнет и т.д. и т.п. Одним словом непредвиденных раcxодов может быть очень много. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Valenti Эксперт #11196 Опубликовано 16 июля, 2009 Да нет, этим оправдываться отъём в таком возрасте никак не может, так как в 6-7 недель инстинкт доверия никуда не исчезает.Инстинкт то не исчезает,но доверенное лицо меняется. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Серж 1 134 #11197 Опубликовано 16 июля, 2009 Да нет, этим оправдываться отъём в таком возрасте никак не может, так как в 6-7 недель инстинкт доверия никуда не исчезает.А вот если щенков предоставить самим себе в своей стае скажен до 12-14 недель, то тогда они начинают терять желание общаться с человеком и у них начинает развиваться стайная зависимость. Сергей, а зачем тогда вообще вязать суку если нет ни материальных ни других возможностей?А вдруг суку прийдётся кесарить - а это тоже стоит денег, а вдруг не выдет мёртвый плод и нужно удалять матку, а иначе сука погибнет и т.д. и т.п. Одним словом непредвиденных раcxодов может быть очень много.И опять Вы правы. Ваши бы уста да богу в уши. К сожалению общий уровень кинологической культуры у нас ещё не вырос до "6-7 недель". Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ivi 1 070 #11210 Опубликовано 16 июля, 2009 Инстинкт то не исчезает,но доверенное лицо меняется.Да не меняется оно в 6-7 недель. В 12 и старше меняется. Мы ведь тоже своих забираем не раньше 7 недель. И прекрасно они нам доверяют.Недавно был такой случай. Были мы с мужем и тремя лайками в лесу: его Штучка и мои Ники и полугодовалая Наму.я незаконно отпустила Ники с поводка, а Наму и так была свободной, ну они и почесали в лес. Я осталась их ждать, а муж со своей собакой пошёл делать бОльший круг по лесу. Договорились, что как собаки вернуться, то пойду ему на перерез.Вернулась только Ники, а мелочь Наму нет. Позвонила мужу - он сказал, что она уже с ним. Вышла я в назначенное место. Жду. Никого нет. Опять звоню. Муж говорит, что Наму удрала и теперь где-то воет. Точно. Слышу воет в той стороне откуда я пришла. Через некоторое время появилась - пришла по моему следу. Я это к тому, что доверие и привязанность ко мне у Наму очень сильное. И увидев, что меня нет, она вернулась на то место где оставила меня. Не найдя - завыла (наверное от горя :ph34r_1: ). Но потом вспомнила, что у неё есть нос да ещё и мозги, вот и пришла по моему следу.А какое взаимопонимание у меня с моей Ники! А она тоже приехала ко мне между 7 и 8 неделями. Нет, Валентин, не убедили меня :friends: Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Valenti Эксперт #11212 Опубликовано 16 июля, 2009 Ирина, я и не пытаюсь Вас убедить. И конечно доверие и в более позднем, нежели 30 дней, вырабатывается достаточное. Но чем раньше, тем более надёжное. Почему и волчата взятые из логова малышами легче приручаются, нежели уже отведавшие свеженького мясца. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ivi 1 070 #11213 Опубликовано 16 июля, 2009 Так ведь волчата дикие. И их инстинкт недоверия к людям надо "перебить". У щенков (с нормальной психикой) недоверия к людям нет. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Chervjakov Эксперт #12308 Опубликовано 9 августа, 2009 А почему собственно возник вопрос о возрасте отъема щенков? Ну, если покупатель приехал, тогда понятно, а если нет... Зачем щенков с матерью разлучать?Если дело касается подружейных собак, тогда ранний отъем, возможно, имеет смысл. Но, друзья, мы же говорим о лайках! Для лайки очень важна самостоятельность в работе, бойцовские навыки, ловкость... Каждый заводчик ни раз наблюдал, как сука играет со щенками: в 2-3 недели она делает им массаж, покусывая зубами, теребит, заставляет двигаться; с 4-5 недель обучает основным приемам правильной атаки: подставляет под укус горло, ухо, ахиллово сухожилие. Отлучить щенка от матери в 30 дней - значит лишить его этой необходимой учебы.Я не разлучаю щенков с матерями по крайней мере до 2 месяцев, пока есть молоко. А в дальнейшем, если сука слишком злится на подросших, кусающихся детей, то даю им другую воспитательницу (у меня есть суки, которые готовы заниматься со всеми щенками). А после всех прививок в 3 месяца щенки переходят в общую стаю.Бояться, что подросший щенок не признает Вас не стоит. Надо только проявить спокойствие и набраться терпения - не торопить щенка. Он сам "придет к Вам" (Вы почувствуете, что щенок признал Вас и стал Вашей собакой). У карелок это происходит обычно в возрасте около года. Главное терпение - не ставьте малышу преждевременных диагнозов. Формирование установки "хозяин - собака" происходит по крайней мере до полутора лет.Особенно ценных, перспективных щенков я передаю владельцам обычно после полной вакцинации (т.е. после 3 месяцев), и ни разу ни у кого не возникло проблем с воспитанием и социализацией. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
akva Эксперт #12312 Опубликовано 9 августа, 2009 Вроде бы все верно. Но на практике у меня получается все по -другому. Тогда я еще жил в квартире в центре города и мне пришлось взять щенка, которому было уже 3 месяца. Причем я его взял из вольеры и непривитого. Гулять с непривитым щенком в редких скверах при большом количестве выгуливаемых собак- это прямой путь подцепить заразу. Плюс на сроки прививок повлияли противоглистные мероприятия и смена зубов. Короче, таскали щенка на руках очень долго. И все равно собака к нам так до конца и не привыкла( это чисто по моим понятиям, может для кого-то эти отношения считались бы нормальными). Сейчас, живя в доме всегда есть одна собака, которой разрешен вход в дом. Эта собака в результате оказывается более понятливой и более привязанной, хотя другие собаки тоже не живут в вольерах и имеют возможность меня встречать и провожать. Я уверен, что лайку сделало лайкой именно продолжительное общение с хозяином во время промысла, когда человеку просто не скем было общаться кроме собаки. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Андрей 81 34 #12313 Опубликовано 9 августа, 2009 Я уверен, что лайку сделало лайкой именно продолжительное общение с хозяином во время промысла, когда человеку просто не скем было общаться кроме собаки.Я согласен с вами на милиард процентов. И согласен с Валентином Викторовичем, что у лаек формируется инстинкт доверия именно в малом возрасте. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Chervjakov Эксперт #12321 Опубликовано 10 августа, 2009 Уважаемый Андрей (akva), то, что Вы взяли щенка в 3 месяца непривитого и с глистами, уже соответствующим образом характеризует заводчика. Если его не заботило здоровье щенков, то где гарантия, что щенку в таком нежном возрасте не была нанесена психическая травма. Отсюда и Ваши проблемы.Сейчас же и у Вас больше опыта и условия изменились. А то, что Ваши собаки ведут себя по-разному, объясняется еще вот чем. Сейчас у Вас образовалась стая, в которой действуют определенные законы. Собака, которой разрешено заходить в дом, занимает более высокое положение в иерархии стаи, поэтому она чувствует себя более уверенно и спокойно. Другие собаки занимают низшие ступени - отсюда и разница в поведении. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
akva Эксперт #12339 Опубликовано 10 августа, 2009 Уважаемый Андрей (akva), то, что Вы взяли щенка в 3 месяца непривитого и с глистами, уже соответствующим образом характеризует заводчика. Если его не заботило здоровье щенков, то где гарантия, что щенку в таком нежном возрасте не была нанесена психическая травма. Татьяна, спасибо за внимание к моей скромной персоне. Но я бы не был столь категоричен,т.к. щенка брал у старого заводчика ( его уже давно нет в живых), собаки которого есть в большинстве наших родословных.Да и этого щенка он оставил себе и я его с трудом у него выпросил. Дело в том, что у меня в этот момент погибла собака и я чтобы смягчить эту боль решил взять щенка, а так как дело было в начале марта, то пометов ВСЛ, как правило в это время уже нет. Было это в начале 90-х, нравы были другие и многие охотники деревенских собак тогда не прививали. Что касается глистов, то из всех щенков, взятых мною только у одного я не видел аскарид. Хотя почти всегда брал собак у знакомых, которые получили и вырастили не одно поколение собак, среди них были люди, работавшие ветврачами и все пологающиеся противоглистные мероприятия с суками и со щенками были проведены.Но я грешу на плохую обработку земли в вольерах.Разрешая жить в доме одной собаке,а как правило это суки, я вряд ли возвожу ее в ранг вожака стаи,т.к.любой из кобелей если захочет быстро поставит ее на место. Разрешая собаке жить в доме, я понимаю, что делаю глупость, т.к. на охоте эта собака доставляет лишние хлопоты(остальные, где привяжешь, там и будут спать, а для этой требуются особые условия. иначе вся переорется).Но радость постоянного общения компенсирует все вытекающие из такого содержания трудности. P.S. Спасибо за ответ на мой вопрос по поводу инбридинга. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Chervjakov Эксперт #12341 Опубликовано 10 августа, 2009 Андрей, не думала, что речь идет о столь давней истории. На счет глистов понятно - сама их все время гоню и гоню. Но дело тут не в обработке вольеров, а в том, что в своем развитии глисты имеют стадии, когда они находятся не в кишечнике, а в кровотоке и в легких. Глистогонные препараты действуют на паразитов, находящихся в кишечнике. Именно поэтому рекомендуется проводить 2-3 обработки с периодичностью 10-14 дней. Думаю, что рабочих лаек без глистов просто не бывает. А вот под моду не прививать в начале 90-ых я и сама попала. Закопала враз трех собак. С тех пор всегда прививаю и всем советую.По поводу Вашей суки, которая заходит в дом. Она не вожак, она - фаворитка. Кобели ее опускать не будут. Психически нормальные кобели вообще с суками не связываются, тем более с фавориткой вожака.Отец меня учил так: "Собака - это собака и она должна знать свое собачье место".В моей стае около 20 карелок. Я - вожак. После меня идет старший кобель - Вест. Но не всех это устраивает, поэтому драчунов приходится держать под контролем. Иерархия среди сук весьма изменчива. Например, если суку во время течки не повязали и она осталась пустой, то ее "опускают" - приходится выручать, спасать от побоев. Но все эти проблемы существуют только дома. В лесу все "терки" забываются и собаки работают дружно.Обычно тесный контакт с собакой у меня образуется, когда я беру ее с собой в поездку, и при этом не имеет принципиального значения в каком возрасте это произошло. Ответить Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты