Перейти к содержанию
C.B.

"Волко- собачьи гибриды" Л. Рябов

Рекомендуемые сообщения

Волко-собачьи гибриды

 

Скрещивание собак с их диким предком волком - явление, давно известное науке в нашей стране и за рубежом. Однако оно мало изучено и поэтому представляет большой интерес. Черные, белые, пегие "выродки", а также особи с интенсивно красной окраской, напоминающей лисью, встречались среди волков в прошлом в Воронежской области (Барабаш-Никифоров, 1957), Краснодарском крае (Котов, Рябов, 1959) и других местах. Но они всегда были редки.

 

Однако позже количество волко-собак местами стало возрастать. Основной причиной, обусловившей появление в природе волко-собачьих гибридов, явилось значительное снижение численности волков в результате преследования их человеком, что сопровождалось распадом волчьих стай, нарушением половой структуры популяций хищника, Это, в свою очередь, затрудняло встречи разнополых особей, необходимые для образования новых пар и семей. Недостающих волков при формировании пар начали заменять собаки, сохранившие с ними этологическую и генетическую близость, недостатка в которых нигде не было.

 

0391-1.jpgПроявляющийся на пути сближения волков с собаками психологический барьер при размножении обычно подавляется, поскольку инстинкт продолжения рода доминирует. В дальнейшем волко-собаки сохраняют способность размножаться, а также могут повторно скрещиваться с исходными формами. Судя по всему, у них отсутствует стерильность, свойственная многим другим гибридам, что способствует интрогрессии генов.

 

Так обстояло дело с волками и собаками в США, Канаде (Деннлер, 1966; Новак, 1967), позже это стало характерным и для ряда равнинных районов нашей страны (Гурский, 1975; Рябов, 1973, 1978). В местах же, где популяции волка столь активно не разрушались (Казахстан, Кавказский заповедник и его окрестности), "дружбы" волков с собаками не было.

 

В Воронежской области наибольшее количество очагов из волко-собачьих гибридов и самих гибридов отмечалось с конца 50-х до начала 70-х годов на участках, где волк находился на грани полного истребления, а кое-где позже и вовсе исчез. Его-то место в природе и начали занимать волко-собачьи гибриды.

 

В результате последующего увеличения численности волков (к 1979 г. они освоили всю территорию Воронежской области) случаи гибридизации волков с собаками стали отмечаться реже, хотя количество гибридов остается, по-видимому, значительным. Просто они смешались с волками, поглотились ими в ходе повторных скрещиваний, так как при совместной жизни гибриды чаще скрещиваются с волками, а не собаками. Волки в большинстве случаев не отличают их от себе подобных. Этому способствует и то обстоятельство, что признаки волка, как дикого вида, при гибридизации обычно доминируют, признаки же собаки через несколько поколений исчезают, из-за чего гибриды приобретают облик волка. Правда, в случае, когда гибриды с малой примесью волчьей крови живут в природе самостоятельно, возможно их вытеснение вновь пришедшими в эту местность волками. Тогда они перемещаются ближе к населенным пунктам, где неизбежны более тесные контакты с собаками. В итоге гибриды могут частично "раствориться" среди бродячих и одичавших собак.

 

Изредка волки контактируют с собаками и сейчас, при относительно высокой своей численности. На такое сближение идут дефективные особи волков, холостые самцы и, вероятно, гибриды с обликом волка.

 

Гибриды с нетипичной для волка окраской (черной, пегой) легко обнаруживаются в природе даже на расстоянии, особенно когда их видят в стае с настоящими волками. Местные жители, особенно охотники, их хорошо знают. Чаще волко-собаки выявляются после отстрелов или взятия выводков. Помогают определить их опять же нетепичная для волка морфология и присутствие в стае или рядом с выводком настоящих волков. Самостоятельно живущие в природе гибриды, похожие в равной степени на волков и собак, подчас отличаются сугубо волчьим поведением, в частности охотятся на собак и поедают их мясо, а хищники, внешне сходные с волками, ведут себя по-собачьи: например, прячутся на дневки в полуразрушенных хатах на окраинах деревень.

 

Вяжутся с собаками чаще одинокие волчицы, реже - самцы волков, а также гибриды обоего пола. "Дружба" впервые завязывается зимой в период гона, обычно на скотомогильниках. Чистокровные и гибридные волчицы после спаривания с собаками воспитывают потомство самостоятельно. Волк же самец старается увести собаку с собой, и. если она его не покидает, то звери выращивают щенят вместе. В дальнейшем они, как и волки, образуют родственную стаю (Рябов, 1973; Гурский, 1975). Так же, по-волчьи, живут хищники, когда вырастает потомство у гибридных родителей. Контактируют с волками преимущественно крупные собаки, среди которых чаще отмечаются нечистокровные немецкие овчарки, дворовые собаки, иногда гончие. Правда, известны случаи, когда "дружба" устанавливалась и с небольшими собаками.

 

Сроки размножения, свойственные чистокровным волкам, сохраняются в природе лишь при скрещивании волчиц с собаками. При обратном сочетании, а также у гибридов они могут значительно уклоняться от нормы. И хотя подобное бывает иногда и у настоящих волков, мы склонны ставить гибридов ближе к собакам, способным размножаться в природе в любое время года.

 

Судя по встречам сонных животных и срокам рождения малышей, покрытие волчиц собаками в условиях Воронежской и Белгородской областей происходит с февраля до середины марта, а гибридных волчиц (собаками, гибридными и настоящими волками) - с декабря по март. Вязка гибридных волков в первой половине декабря отмечена и в Латвийской ССР (Кронит, 1971). Гибридная волчица, взятая щенком из логова в Хохольском районе Воронежской области и выращенная в условиях неволи, в возрасте 8,5 месяца повязалась с дворовой собакой и принесла в дальнейшем потомство. Это существенно отличает ее от чистокровных волков, достигающих половой зрелости к двум годам жизни, и сближает с собаками, способными давать потомство в природе на первом году жизни и дважды в год.

 

Домогаясь встречи, волки и собаки проявляют нередко высокую активность. Так, на окраине села Скнаровка Кантемировского района Воронежской области к кобелю немецкой овчарки, привязанному у фермы, зимой 1971/72 г. неоднократно приходила волчица и воем его вызывала. Находясь на противоположном берегу реки, она поднималась на задние ноги, подпрыгивала, заглядывая в ту сторону, где был привязан пес. Кобеля несколько раз отпускали, и пара тотчас уходила прочь. Позже собака возвращалась домой невредимой. Сходно вела себя другая волчица в середине февраля 1975 г. на окраине поселка Рассвет Павловского района Воронежской области. К ней устремлялся похожий на немецкую овчарку сторожевой кобель, охранявший ранее овец. Хищников видели в поле вечером и днем, здесь же на глазах у трактористов они неоднократно вязались.

 

Хромая волчица, жившая на территории колхоза им. XX съезда партии Каменского района Воронежской области, при наличии волков в этом и соседнем Подгоренском районе, явно тяготела в зимнюю пору к собакам и в течение двух лет подряд приносила от них потомство. В феврале 1977 г. она долго держалась близ единственной полуразрушенной хаты бывшего хутора Сидоренки, в которой жила старуха, державшая на цепи небольшую дворовую собаку. Волчица лежала рядом на огороде под кустом. Когда старуха выходила из дома, она отходила в сторону. С конца февраля до 20 марта волчицу видели уже на полях соседнего колхоза "Победа" Подгоренского района с крупной овчаркой-переродком, охранявшей свинарник, и двумя-тремя шнырявшими у них под ногами шавками. В 1978 г. она образовала пару с волком.

 

Зимой 1974/75 г. немецкая овчарка - сука, жившая на ферме близ села Полубянка Острогожского района Воронежской области, объединилась сразу с двумя волками, посещавшими скотомогильник. Они подолгу ходили вместе, лишь изредка собака возвращалась домой. На хищников была устроена засада, в результате которой собаку убили, волкам уже удалось уйти.

 

Два гибридных волка, появлявшиеся в 1975 г. на окраине села Петропавловка Воронежской области, жили преимущественно за счет убиваемых ими собак. Однако в феврале с ними объединилась дворовая собака средней величины (Рябов, 1978).

 

В условиях Воронежской и Белгородской областей гибридные щенята у чистокровных волчиц появились 28 апреля, в первых числах мая, с 15 по 17 мая. У гибридных волчиц выводки отмечали в середине февраля, в конце марта и в середине апреля. В первой половине февраля ощенилась гибридная волчица в лесах Латвийской ССР.

 

О плодовитости хищников, рождавших гибридных щенят в природе, устройстве их логова и внешнем виде щенят можно судить по 22 обнаруженным выводкам (19 полным и трем неполным). Из них 13 мы выявили в Воронежской области и смежных с ней районах, два - в Краснодарском крае, шесть выводков обнаружил И. Г. Гурский (1975) в Одесской области, один выводок отмечен в Латвийской ССР. В том случае, когда пару образовывали собака-самка и волк-самец, число щенят в помете колебалось от трех до восьми (четыре выводка, средний показатель - 6). У волчицы и собаки-кобеля количество щенков от четырех до девяти (восемь выводков, средний показатель - 6,5). У гибридных волков - от пяти до восьми (шесть выводков, средний показатель - 6). Средний показатель в целом - 6,2, а по Воронежской области - 6,7. Соотношение самцов к самкам в выводках (во всех случаях мать-волчица) -- 3:5; 5:2; 4:2; 2:2; в среднем - 3,5:2,7. У гибридной волчицы, покрытой дворовой собакой, в выводке было три самца и две самки. Итак, при любых комбинациях родительских пар среднее количество гибридных щенков в выводке близко к таковому у чистокровных волков, скажем, тундры, Тянь-Шаня и Джунгарского Ала-Тоо (Макридин, 1959; Федосенко и др., 1978) и более высокое по сравнению со средним количеством волчат в выводках Белоруссии, Одесской области и особенно Кавказского заповедника (Сержанин, 1955; Гурский, 1978; Кудактин, 1979).

 

Сука собаки, жившая в природе с волком, вывела потомство в старой скирде соломы. Гибридные волчицы щенились в глухих лесных массивах и на склонах поросших лесом степных балок в расширенных норах лисиц, барсуков и на месте расположения старой военной землянки. Чистокровные волчицы - в аналогичных местах. Иногда они перетаскивали щенят в посевы пшеницы. В первых числах июня 1975 г. в Каменском районе волчица перенесла месячных гибридных щенят из леса не в какое-либо глухое место, а под одинокий густой куст лозы у края оврага, в 250 м от фермы колхоза "Путь Ильича". Неподалеку в овраг сбрасывали мусор с фермы, поблизости постоянно ходили люди. Тем не менее щенки прожили там две недели.

 

Упомянутая выше хромая волчица в 1976 и 1977 гг. выводила гибридных щенят недалеко от хаты бывшего хутора, куда она приходила к привязанной собаке. Первый раз она ощенилась в сырой балке с зарослями осоки, второй - в зарослях малины заброшенного хуторского сада.

 

Гибридные щенята от дворовых собак-сук и волков, так же как и от гибридных волчиц, вязавшихся с кобелями дворняжек, в большинстве случаев по форме тела и окраске не отличались от собачат. Окраска варьировала от сплошной рыжей и серовато-рыжей до серой и черной с белыми пятнами на груди и ногах и резко рябой. Встречались экземпляры, не отличавшиеся по окраске от волчат (из шести щенят в выводке таких было два). Волчицы приносили гибридное потомство, похожее больше на волчат, иногда собачат, а то и в равной степени на тех и других. Из 44 известных нам таких щенят черными и черно-бурыми оказалось 32%, темными с белыми пятнами на лапах-2%, буровато-серыми - 27%, черно-бурыми и серо-бурыми с белыми пятнами по телу (в том числе и на кончике хвоста) - 30%, рыжеватыми с белыми пятнами и без них - 9%. По форме тела щенята также варьировали в сторону одного или другого родителя. В то же время нам известно, что сходные по форме тела и окраске с волчатами гибридные щенки в дальнейшем приобрели четкие черты собаки в строении головы, шесть щенков с черной окраской из другого выводка с возрастом по форме тела стали больше походить на волков. Еще большее сходство с волками приобрели повзрослевшие гибриды из третьего выводка, очень напоминавшие в детстве по форме тела и окраске (серо-бурой с пятнами) обычных щенков.

 

Взятые из природы гибриды (примерно первого и второго поколения по собаке) как в детском возрасте, так и во взрослом состоянии умели выть и взбрехивать только по-вольчи.

 

Итак, многочисленные в Воронежской области и других местах бродячие собаки в прошлом оказали волкам явную услугу: помогли им при низкой плотности населения выжить, а потом и размножиться, внеся в популяцию немалое количество гибридных особей. Этому способствовала, по-видимому, и большая по сравнению с волками плодовитость собак и волко-собачьих гибридов.

 

Л. Рябов, кандидат биологических наук

 

"Охота и охотничье хозяйство № 3 - 1980 г."

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


Усиление сотовой связи, 3G/4G интернета. Антенны служебной и любительской связи. Дальний теле-радио приём.  Национальный Клуб породы ЗСЛ Сайт gpskarta.com Конно-спортивный клуб Баллада. Морозильные лари ЧОП Римад Яндекс.Метрика
×
×
  • Создать...